Ксения ([info]lxenia) wrote,
@ 2008-05-11 23:21:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
В комментах на предыдущий пост  меня начали убеждать, что "при советах было много хорошего". Не было. Все, что мы сейчас помним как "хорошее" - остатки наследия старой России плюс имманентные качества народа. От самого строя ничего "хорошего"не могло происходить: незаконная власть, держащаяся на страхе, унижении и принуждении, порочная система.
Нашла вот свои размышления на схожую тему того же 2003 года:
"Нам смешна романтика родителей. Мы пожимаем плечами, когда слышим о том, как они перепечатывали на машинке самиздатовские тексты, а при обыске бабушкин Ундервуд в кладовку прятали: "Ну и глупость. Ну и упекли бы тебя за Солжа, а я что - в интернат? а работа? жила бы себе спокойно, ты их не трогала - они тебя" Мы не любим Горбачева. Нам жаль Империи, в которой мы родились. Но мы знаем и другое. У некоторых моих знакомых были совсем не такие родители. Помню, как я еще в школе сбежала от молодого человека, попав к нему в гости. У них был компьютер (!) и телефон с автоответчиком. Совковая квартира, из тех, что сейчас показывают в хрестоматийных фильмах и роликах о том времени. Мне было там душно и несвободно. Лицо папаши - мелкого ГРУшника одного серо-коричневого цвета с обоями. Когда я вошла, он массировал пятки своей толстой и рябой жене-торговке. Они посмотрели на меня одинаковым тяжелым взглядом. То государство держалось на таких людях. Это они отчисляли из институтов за систематическую неявку на овощебазу - потому что "картошки" и "базы" были одним из способов унизить интеллигента. Это они увольняли с работы за полученное по почте письмо от гражданина Швейцарии (комсомолки были такими наивными, что оставляли почтовые адреса!). Армия штампованных безликих людей без интеллекта и почерпнутыми из учебников понятиями о нравственности. В том государстве не было места иронии. Либо ты с ним всерьез, либо... Строй агрессивной посредственности."



(Post a new comment)


[info]mashenka_sench
2008-05-11 07:55 pm UTC (link)
Не было там ничего хорошего, согласна.
Т.е. с точки зрения ностальгирующих стариков - было, конечно, они моложе были. Солнце, опять же, ярче, трава зеленее...
А вообще - не было.

(Reply to this) (Thread)


[info]elena_gadyukina
2008-05-12 12:09 pm UTC (link)
Ну да, в средние века нас бы сожгли как ведьм, а при совке расстреляли бы или отправили в дурку (при Брежневе).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mashenka_sench
2008-05-12 02:58 pm UTC (link)
Угу, мне на курайнике щас доказывают, что Брежневе было зашибись как хорошо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lxenia
2008-05-12 03:09 pm UTC (link)
А ты их сюда гони. Пусть ответят за мелких ГРУшников :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mashenka_sench
2008-05-12 03:17 pm UTC (link)
О, там сейчас выступают такие кадры, что у меня духу хватило бы послать их только в одну сторону, но я не могу себе этого позволить, бо периодически еще и модерирую там. :) Забаненный за мат модератор - это моветон. :)



Edited at 2008-05-12 03:17 pm UTC

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lxenia
2008-05-12 03:20 pm UTC (link)
Дай ссылку, что ли. Хотя если совсем больные, то это лишнее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mashenka_sench
2008-05-12 03:25 pm UTC (link)
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=148393.0

Началось там все с невинного обсуждение А. Р. Штильмарком, черносотенцем и монархистом всея Руси, надо ли расстреливать за дурное исполнение военных песен.

Кончилось все тем, что меня обвинили в сочувствии нацизму.

(Reply to this) (Parent)


[info]elena_gadyukina
2008-05-12 05:52 pm UTC (link)
Шикарно просто было-возле нашего кооперативного дома было 5 машин на 115 квартир и всем места хватало! Звездато жили :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]rostana
2008-05-11 07:58 pm UTC (link)
мне,лично, романтика родителей не смешна...

(Reply to this)


[info]anatole_ru
2008-05-12 09:50 am UTC (link)
Ксения, ты просто слишком сгущаешь краски, от этого твои наблюдения становятся излишне тенденциозными, imho.

"Советских государств" было несколько, ситуация в стране кардинально различалась, в зависимости от рассматриваемого периода. Хотя именовалось это все одинаково и прикрывалось схожей риторикой, страна и режим в ней, были совершенно разными.

Т.е. я ни в коем случае не хочу сказать, что все было прекрасно и что было "так вольно дышать человеку", однако и ощущения тотального концлагеря не было совсем, по крайней мере, то что я помню. Посмотри, какие фильмы делали Гайдай и Рязанов, в концлагере такое бы снимать не разрешили :) И сравни их с фильмами 30-х годов, где все пропитано духом (не всегда, кстати, беспочвенным) подозрительности и борьбы с внутренним и внешним врагом.

Кстати, про письма из Швейцарии. "Холодная" война имела таки место быть, и некоторые силы не оставляли надежды стереть с лица земли Советский Союз, чего и добились, а теперь гордятся победой в этой холодный войне.

Поэтому, некоторая излишняя подозрительность к собственным гражданам, для государства находящегося в состоянии войны, пусть и "холодной", с половиной мира, если и непростительна, то вполне понятна.

Вобщем население страны росло, работа была, космос покоряли, Енисей перекрыли и, между прочим, "в области балета, тоже были впереди планеты всей".

И с овощебазами было не все так плохо, смена умственной работы на физическую - лучший вид отдыха. Не было это способом унизить интеллигента, просто банально экономика была неэффективная, ориентированой на производство вооружений, и приходилось, в сельском хозяйстве "латать дыры", в том числе и таким диким образом.

Да что я, тут говорю, вспомни классика:

"Товарищи ученые, доценты с кандидатами.
Замучились вы с иксами, запутались в нулях.
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.

Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь
И корни извлекаете по десять раз на дню.
Ох, вы там добалуетесь. Ох, вы доизвлекаетесь,
Пока сгниет, заплеснеет картофель на корню.

Автобусом до Сходни доезжаем,
А там - рысцой. И не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сальцой ее помять."

:)

PS

Сейчас мне жизнь в России нравится больше, чем тогда. Жить стало комфортнее и свободнее. Но вместо политических ограничений, возникли экономические, которые по сути, ничем не лучше.

Edited at 2008-05-12 09:51 am UTC

(Reply to this) (Thread)


[info]veshnyakovskaya
2008-05-12 10:32 am UTC (link)
Знаете, жизнь, она конечно продолжалось, и качество жизни зависело от живущего, как всегда, и были разные "экониши", куда можно было зарыться и среди своих вполне хорошо себя чувствовать, как мы все и делали.

Но девочки пытаются выразить, кажется, вот что:
а) советская власть была кричаще отталкивающей с позиции вкуса и здравого смысла. Это все равно, что жить в казарме, а не в доме, на разлинованом плацу, а не в городе: это страшно сужало не столько способность к суждению (умники успешно прятались в книжки), сколько к нормальному чувственному и этическому восприятию. Не разовьется слух, если жить под барабан, не разовьется тонкость вкуса, если питаться одной манной кашей. Знаете, даже собакам дрессировщики рекомендуют давать пробовать все, что ешь сам, крошечными дозами - разнообразие поступающей информации обогащает собачьи мозги. Вот этого разнообразия, формирующего тонкость восприятия, не было в Союзе совсем. Поэтому мы и получили в 90-е то, что получили: несостоятельность людей, отличающих только красное от зеленого, а от оранжевого уже никак.
И из этого с неизбежностью следовало
б) в изоляции, в нише, замкнувшись ради самосохранения в своей касте, любой, - невозможно вырастить в себе нормальную общечеловеческую нравственность. Этическая рамка всегда будет несбалансированной, с "групповым" перекосом. Значит, такие группы не смогут работать друг с другом. Оставшись сами по себе, они первым делом перегрызутся. Что мы и видели.

Поэтому жить? да, было можно, и чувствовать себя хорошо. Но систему менее бесовской это не делало.

Экономические ограничения - это совсем другое, и отлично переносятся и преодолеваются при нормальной экономике. В России нормальной экономики нет. Поэтому трудно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]veshnyakovskaya
2008-05-12 10:38 am UTC (link)
Кстати, вы хорошо представляете себе советскую овощебазу той поры? Фишка была в том, что - в помещения можно было войти только в резиновыйх сапогах, гниль и слизь по щиколотку, дикая вонь сгноенных овощей и перебирать их надо было именно чтобы отодрать гниль, а остатки переложить в другие ящики, где они снова гнили. Потому что без министерского направления база овощи никуда не отправляла. Поэтому огурцы гнили они где-нибудь в подмосковье, а за 400 км - сидели без огурцов. Но все привыкли, все это была норма жизни.
Вопрос вкуса и здравого смысла.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anatole_ru
2008-05-12 11:06 am UTC (link)
Сорри, ответил тут: http://lxenia.livejournal.com/54055.html?thread=532007#t532007
PS Большую часть жизни прожил на Вешняковской улице :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]veshnyakovskaya
2008-05-12 11:27 am UTC (link)
О! Соседи! Овощебазу на Рязанке помните?

(Reply to this) (Parent)


[info]lxenia
2008-05-12 01:12 pm UTC (link)
Толя, я же в исходном посте собственно все написала :) "Хорошее" было, прежде всего, действительно, кино. И Енисей, а также в области балета. Но все это - остатки былой роскоши, наследство старой школы. Большинство гениальных режиссеров, архитекторов, физиков либо сами выросли до революции, либо были детьми тех, кто успел впитать нормальные ценности и отношения между людьми. Чем больше проходило времени и больше народу уничтожали и выгоняли, тем сильнее все серело и мельчало. А природа государства была безобразная и беззаконная. И эта система пронизывала и коверкала все.

(Reply to this) (Parent)


[info]anatole_ru
2008-05-12 10:49 am UTC (link)
Очень хорошо представляю :) Состояние у них было разное, мне довелось бывать на 4-5 из них, как в Москве, так и в довольно отдаленном подмосковье.

Еще раз, система была плохо ориентирована на человека. Государство постоянно готовилось к войне (на что тратилась значительная часть бюджета), даже в так называемое "мирное время".

С тем, что система была "бесовской", пожалуй, соглашусь. Но "бесовской" она была лишь формально, в душе, люди к лже-культу относились с иронией. Хотя ее определение как "безбожной", мне кажется намного точнее.

(Reply to this) (Thread)


[info]veshnyakovskaya
2008-05-12 11:28 am UTC (link)
Относились - да. Но очень важные вещи в них так и не вызревали. Понимаете, мы все, советские, - этические инвалиды.

(Reply to this) (Parent)


[info]a_brosimov
2008-05-12 01:45 pm UTC (link)
Строй агрессивной посредственности, говоришь? А сегодня кто правит? Кто?! Путин, Сечин, Шувалов... Вспомни, какими они были - не внешне (хотя это тоже), а внутренне!). Ну, Медведев - понятно. Вторая волна. "Подмандили" как надо. Но суть всё та же.

(Reply to this) (Thread)


[info]lxenia
2008-05-12 01:53 pm UTC (link)
Юр, природа власти иная. Власть большевиков была нелегитимной, узурпаторской и от этого жестокой, плюс воинствующее безбожие и отрицание ценностей.
А сейчас... Каков народ, такова и власть. Народ за десятилетия правления советов изувечили и генетически, и морально. Вот и имеем то, что имеем.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]a_brosimov
2008-05-12 03:11 pm UTC (link)
Да, точно. :( Отрицательная селекция - вот как это называется.

(Reply to this) (Parent)


[info]prosto_pincher
2008-05-12 03:27 pm UTC (link)
Очень хорошо написали! Ни убавить, ни прибавить.

(Reply to this)


[info]dev4u6ka
2008-05-12 04:13 pm UTC (link)
Например, научные достижения, смотрю, у Вас не в счет...

(Reply to this) (Thread)


[info]lxenia
2008-05-12 04:20 pm UTC (link)
На это есть ответ и в самом посте, и в конце вот этой ветки: http://lxenia.livejournal.com/54055.html?thread=531239
В нацистской Германии тоже были научные достижения. Цена их - миллионы жизней.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dev4u6ka
2008-05-12 04:28 pm UTC (link)
Хорошо. Будем считать, что цена достижений, например, Капицы и проч. в физике, Туполева и моего дедушки, его помощника, в области авиации и т.д. - миллионы жизней. Пусть так.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lxenia
2008-05-12 04:40 pm UTC (link)
Хочу заметить, что Туполев, как и многие великие советские ученые, работал в заключении.
А качество их образования и уровень мышления - безусловно досоветского образца.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…